Главная » 2014 » Апрель » 13 » БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
11:31
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

 Организация краеведческой работы в урочной и внеурочной деятельности 

Люблю и знаю, знаю и люблю,

И тем сильней люблю, чем больше знаю…

Ю. К.Ефремов

            А нам есть что любить и узнавать, ведь нам выпала замечательная возможность жить в одном из крупнейших и красивейших регионов страны. В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей.

            Школьная краеведческая работа разнообразна. Разнообразны и организационные формы ее. Во внедряемой системе использую четыре основных направления школьного краеведения.

Эти направления, хотя и отличаются своим содержанием, тесно взаимосвязаны, составляют единое целое со всей учебно-воспитательной работой класса. Такая структура работы помогает развивать духовные потребности и интересы учащихся, воспитывать нравственные качества личности, патриотизм, любовь, чувство гордости за свои родные места. Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для учащихся методов исследования.

            Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

            Предмет изучается в школе 10 ЛЕТ, поэтому преподавание данного УРОКА требует от учителей проявления творческого потенциала, активного использования различных форм проведения учебных занятий в форме: уроки-праздники, интегрированные уроки, семинары, практикумы, экскурсии, викторины, уроки-исследования.

            На школьных уроках применяю три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся, все они в реальной практике связаны друг с другом: репродуктивную деятельность, проблемные задания, исследовательскую деятельность. При этом четко приходится различать и держать в поле зрения все эти уровни, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным. Все приёмы и методы, используемые в моей работе, зависят от возраста школьников, их психологических особенностей, уровня подготовки, целей занятия, задач проводимой работы.

            “Не существуют сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия, хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе”.

А.Н.Колмогоров

            Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

            Работа по формированию мировоззрения должна осуществляться главным образом на уроках. Большинство исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, умения делать выводы. На уроках применяю такие виды исследований как: опыты, экскурсии, классификация, путешествие по карте, путешествие по “реке времени”, информационный мини-проект (дополнительный материал по теме).

            Особенно ярко проявляются межпредметные связи на уроках литературного чтения. Основным источником сведений о крае, краеведческой деятельности служат книги, периодические издания, статьи в журналах, газетах, в которых говорится о различных сторонах развития края – его природных богатств, экономике, культуре, истории и других достопримечательностях. Читая литературные источники, учащиеся совершенствуют технику чтения, пересказа, учатся выделять главное.

            На уроках математики статистические данные о крае превращаются в задачи. Дети с удовольствием составляют и решают задачи на краеведческом материале:

Расстояние от Краснодара до экватора 4975 км, а от Краснодара до Северного Полюса – 5017 км. К чему ближе расположен Краснодар и на сколько?

Река Кубань имеет длину 870 км, а ее приток Лаба – 214 км. На сколько Кубань длиннее, чем Лаба?

Население города Абинска 36000 человек. В Краснодаре на 751000 больше. Сколько человек живет в двух городах?

Глубина Азовского моря 14 метров. Узнай глубину Черного моря, если известно, что оно в 160 раз больше.

Один кавказский олень весит 290 кг. Сколько весит 3, 70, 9000 оленей?

            Не менее интересная работа проводится на уроках изобразительного искусства. Народное творчество Кубани (вышивка, роспись, плетение) находит место в творчестве учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

            Интересная работа проводится на уроках русского языка по «пробе пера», собирая устное народное творчество, ребята пробуют писать стихи о природе родного края, очерки о Кубанской земле, о ее замечательных людях. На уроках для грамматических разборов используются слова «чисто Кубанского наречия»:

нахилиться – нагнуться

жалкая – любимая

баз – двор (сущ.; м.р.; ед.ч.; И.п.)

Организация исследовательской деятельности.

            В настоящее время в свете реализации планов национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” возрастает ответственность школы за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся. Возрастает также и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одной из таких технологий следует считать организацию исследовательской работы. Поэтому неотъемлемой частью краеведческого направления является исследовательская деятельность учащихся. Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.

            Как актуально звучат слова Д.И.Писарева: «Не убивайте неясного ума ребёнка, дайте ему расти и развиваться, не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал».

            В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа и оценки результатов своей деятельности, исследовательская работа-  один из важнейших путей в решении данной проблемы.

            Привлекая к научно-исследовательской работе школьников, необходимо так организовать последовательность овладения навыками творчества, чтобы, с одной стороны, не “парализовать” эту способность у учащегося сложными задачами, а с другой стороны, не “приземлить” ее слишком простыми. Важно также, ориентируясь на средний уровень знаний, дать лучшим школьникам полнее использовать и развивать свои способности.

Исследовательский метод обучения, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач требующих самостоятельного творческого решения. Ученик организует творческий поиск. Большинство познавательно-исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, умения делать выводы.

Виды исследований в начальной школе:

  • по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные и внеурочные;
  • по времени: кратковременные и долговременные;
  • по теме: предметные и свободные.

            Всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в группы:

  • фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений;
  • эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов;
  • теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.

Общие направления исследований краеведческого характера:

Живая природа, Земля, Человек, Общество, Культура, Наука, Техника, Экономика

Основная цель исследовательской деятельности – реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Темы длительных исследовательских работ учащихся и их примеры:

«Историю страны вершат простые парни» (о земляках-героях различных войн)

«Пригласим природу в гости в дом»

«Влияние пыли на здоровье школьников»

«Что я узнала о матрешке»

«Огонь и его влияние на жизнь человека»

«Кем гордятся наши земляки» и другие

            Многие темы можно использовать для проведения организации исследовательской работы, а результаты – как основу для выступления на конференциях, создания учебно-методического комплекса, наглядных пособий к урокам кубановедения, природоведения, истории. Исследовательская работа является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором воспитательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. 

 

 

Просмотров: 539 | Добавил: zna14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 zna14  
0
http://urokikubani.ucoz.ru/load....-1-0-14 Ссылка на материал в электронном виде

Имя *:
Email *:
Код *: